МОАУ «Шахтная СОШ»
п. Шахтный, Соль-Илецкий городской округ, Оренбургская область
  • Ученическое самоуправление

    Система ученического самоуправления.

    Цель: подготовка воспитанников к участию в общественном самоуправлении, воспитание организаторов.

    Ученическое самоуправление обеспечивает возможность каждому воспитаннику принимать участие в организаторской деятельности.

    Это помогает сделать процесс воспитания в школе поистине демократическим, открытым, гуманистическим.

    Схема 1 – Модель ученического самоуправления.

    Позиционный блок:

       Самоуправление должно базироваться на следующих позициях:

    1.Равноправие – все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения.

    2.Выборность – полномочия приобретаются в результате выборов.

    3.Откровенность и гласность – работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся.

    4.Законность – неукоснительное соблюдение правовых нормативных актов.

    5.Целесообразность – деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся.

    6.Гуманность – действие органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах.

    7.Самодеятельность – творчество, активность, самостоятельность учащихся.

    8.Ответственность – необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и ее результатах перед избирателями.

    Организационный блок:

    Структура самоуправления в школе трехуровневая.

    Схема 2 – Первый уровень. Ученическое самоуправление в классах

    Схема 3 – Второй уровень. Ученическое самоуправление в классах

    Третий уровень. Общешкольное самоуправление.

       Орган третьего уровня -  Управляющий совет школы. Он состоит из членов со­вета учащихся школы, педагогов и родителей.

    Содержательный блок:

    Основные функции органов ученического самоуправления:

    Общее собрание:

    - рассматривает и утверждает перспективный план деятельности ор­ганов самоуправления;

    - решает вопросы, связанные с участием учащихся в управлении школой;

    - формирует органы самоуправления в школе;

    - вырабатывает и формирует предложения ребят по совершенство­ванию работы;

    - рассматривает и утверждает положения, памятки, инструкции, регулирующие внутреннюю деятельность учащихся в коллективе;

    - заслушивает отчеты и информации, оценивает результаты деятель­ности органов управления.

    Совет учащихся:

    -  координирует деятельность всех органов и объединений учащихся планирует и организует внешкольную и внеклассную работу;

    - организует самообслуживание учащихся, их дежурство, поддерживает дисциплину и порядок в школе;

    - устанавливает шефство старшеклассников над малышами;

    - готовит и проводит собрания и конференции учеников;

    - организует выпуск стенной и радиогазет;

    - обсуждает и утверждает планы подготовки важнейших мероприя­тий;

    - заслушивает отчеты о работе своих рабочих органов;

    - решает вопросы поощрения и наказания, принимает решения об ответственности учащихся в соответствии со своими полномочия­ми;

    - принимает решения об использовании учащимися заработанных ими денег;

    - организует соревнование между классами и рабочими органами самоуправления, подводит итоги;

    - утверждает состав делегации учащихся школы на городские (рай­онные) совещания и конференции.

    Рабочие органы самоуправления:

    Планируют и организуют деятельность учащихся по конкретно­му направлению, организуют и оценивают результаты соревнования учащихся в общественно полезной и досуговой деятельности.

    Отдел науки и образования

    Отвечает за:

    - создание условий для учебной деятельности школь­ников;
    - сбор информации об учебном процессе;
    - проверку дневников, учебников;
    - проведение интеллектуального марафона.

    Отдел     куль­туры и досуга

    Отвечает за подготовку и проведение:

    - вечеров отдыха, праздников, фестивалей;
    - интеллектуальных игр, выставок, конкурсов;
    - театральных постановок.

    Отдел    здра­воохранения и спорта

    Отвечает за:

    - подготовку и проведение спортивных соревнований;

    - участие в общегородских спортивных мероприятиях;

    - сбор информации о спортивных достижениях учащихся школы.    

    Отдел    труда и заботы

    Отвечает за:

    - уборку помещений школы в конце четверти;

    - распределение классов для дежурства по школе;

    - помощь администрации в обеспечении порядка

    школе;

    - проведение субботников;

    - оказание помощи младшим, заботу о ветеранах

    Информационный отдел

    Отвечает за:

    - формирование имиджа школы;

    - выпуск школьной газеты;

    - обмен информацией с другими организациями

    Отдел правопорядка

    Отвечает за:

    - дежурство по школе;

    - охрану порядка на школьных вечерах;

    - ознакомление учащихся школы с правилами безопасного поведения;

    - осуществление контроля за выполнением требова­ний внутреннего распорядка

    Классное ученическое собрание.

       Обсуждает все вопросы жизнедеятельности своего класса и принимает по ним соответствующие решения. Именно на собраниях больше и лучше, чем где бы то ни было, обеспечивается каждому школьнику право участия в обсуждении и принятии решений по во­просам деятельности коллектива.      Классные собрания являются наибо­лее гибкой и доступной формой привлечения всех к самоуправлению. Главное и основное в работе классных собраний - это обсуждение и принятие важных решений о деятельности классного коллектива, рас­смотрение и утверждение плана его работы, выборы ученического ак­тива, заслушивание отчетов о выполнении решений класса отдельны­ми учениками. Для ведения собрания избирается председатель. Практикуются в классных коллективах не только собрания с об­суждением сложных вопросов, но и короткие «оперативки» (10-15 минут). Такая практика сделала классные собрания действительно важнейшей формой коллективного самоуправления.

    Классный ученический совет.

       Каждый рабочий орган самоуправления выбирает из своего со­става председателя и заместителя. Из председателей и составляется совет класса. Каждый из членов совета по очереди исполняет роль председателя совета (1,5-2 месяца). Функции:

    - анализ;

    - контроль;

    - регулирование;

    - оценка и самооценка.

    Временный совет дела:

    - организует подготовку и проведение КТД;

    - анализирует эффективность проведения КТД;

    - осуществляет связь с классными советами дела.

    Нормативно – правовой блок.

    Основные документы, регулирующие функционирование уче­нического самоуправления в нашей школе: Устав школы, правила для учащихся,

    Положение об ученическом совете.

       В основу этих документов положены нравственные ценности, определенные самими коллективами и направленные на уважение личности воспитанников, их самостоятельности, взглядов и суждений, достоинства и чести.

    Управленческий блок.

     Чтобы ученическое самоуправление развивалось, необходимо этим процессом управлять.

    Анализ осуществляется на всех уровнях школьного самоуправ­ления. На первом уровне - в классных коллективах рабочие органы самоуправления анализируют деятельность каждого члена коллектива и свою собственную. На втором уровне - проводится вертикальный уровень анализа, т. е. анализ по каждому направлению деятельности в отдельности. Анализ дополняется самоанализом и наоборот.

    Результат планирования - это ответ на вопрос: «Что делать?» (в классе, в школе).

    Организация - ответ на вопросы: кто, когда, где, с кем будет выполнять свою работу.

    Цель контроля - получение информации о протекании всех процессов во время организаторской деятельности, основной метод контроля - наблюдение, а также анкетирование, беседа, социометрия, изучение школьной документации и работ учащихся.

    Регулирование и коррекция - внесение изменений в функциони­рование системы, если оно отклоняется от нормы. Происходит это че­рез самих учащихся, а педагоги-консультанты оказывают лишь под­держку начинаниям школьников

    Технологический блок.

    Участвуя в работе органов школьного самоуправления, учащие­ся приобретают целый ряд привычек и навыков, умений и знаний. У них развиваются определенные нравственные качества и черты харак­тера.

    Не следует, однако, думать, что положительные качества лично­сти будут воспитываться у детей стихийно, сами по себе, стоит лишь ввести в детском коллективе самоуправление. Там, где педагоги уст­раняются от серьезной работы с ученическим самоуправлением, воз­можны воспитательные результаты, совершенно противоположные ожидаемым.

      В школе разработаны «Правила для учащихся». Все стараются последовательно и четко добиваться их выполнения. Это организует и дисциплинирует учащихся. «Правила» стали теми нормами поведения, за которые борется сам детский коллектив и каждый воспитан­ник. Работа над правилами для учащихся постоянно проводится лек­торской группой, которая состоит из старшеклассников.

      Развитие детской самодеятельности предполагает также широ­кое привлечение учащихся к самообслуживанию, которое не только усиливает и поддерживает материально-хозяйственную базу коллек­тива и его жизнеспособность, но и решает ряд насущных задач воспи­тания. Привычки и навыки самостоятельного труда, бережное, хозяй­ское отношение к общественной собственности рождаются как раз в совместных коллективных усилиях по самообслуживанию. Ребята са­ми планируют субботники, постоянно следят за сохранностью мебели и инвентаря, наблюдают, как в классах проходит дежурство. Если в школе проводится вечер - специально организованные группы дежур­ных готовят, украшают, а затем убирают зал.

    Особо важную роль в самоуправлении играют информационные органы: стенная печать.  Рубрики самые разные: «Вести из классов»,  «Официальная хроника» (приказы, распоряжения, которые непосредственно касаются учащихся), «Библиотека первого стихотворения» (для ребят, пишущих стихи),  «Наш календарь» (краткие рассказы об исторических датах, днях рождениях великих людей и т. д.),  «Высокая поэзия» (стихи известных авторов), «Поздравляем!» (информация о победах в различных соревнованиях, смотрах, о награждении учащихся и учителей и т. д.).  Широкая гласность повышает значение принятых решений, фор­мирует общественное мнение коллектива, позволяет решению, ка­сающемуся одного ученика или класса, определенным образом влиять на других.

       Управление школой и образовательным процессом осуществляется на основе устава школы, штатного расписания, должностных обязанностей учителей, администрации, обслуживающего персонала, правил внутреннего трудового распорядка. Одна из важнейших задач управленческой системы - совершенствование образовательного процесса, поиск новой системы учёта достижений, проведение педагогического эксперимента, внедрения новых программ, разработка оптимальной схемы ученического самоуправления.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie