Система ученического самоуправления.
Цель: подготовка воспитанников к участию в общественном самоуправлении, воспитание организаторов.
Ученическое самоуправление обеспечивает возможность каждому воспитаннику принимать участие в организаторской деятельности.
Это помогает сделать процесс воспитания в школе поистине демократическим, открытым, гуманистическим.
Схема 1 – Модель ученического самоуправления.
Позиционный блок:
Самоуправление должно базироваться на следующих позициях:
1.Равноправие – все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения.
2.Выборность – полномочия приобретаются в результате выборов.
3.Откровенность и гласность – работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся.
4.Законность – неукоснительное соблюдение правовых нормативных актов.
5.Целесообразность – деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся.
6.Гуманность – действие органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах.
7.Самодеятельность – творчество, активность, самостоятельность учащихся.
8.Ответственность – необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и ее результатах перед избирателями.
Организационный блок:
Структура самоуправления в школе трехуровневая.
Схема 2 – Первый уровень. Ученическое самоуправление в классах
Схема 3 – Второй уровень. Ученическое самоуправление в классах
Третий уровень. Общешкольное самоуправление.
Орган третьего уровня - Управляющий совет школы. Он состоит из членов совета учащихся школы, педагогов и родителей.
Содержательный блок:
Основные функции органов ученического самоуправления:
Общее собрание:
- рассматривает и утверждает перспективный план деятельности органов самоуправления;
- решает вопросы, связанные с участием учащихся в управлении школой;
- формирует органы самоуправления в школе;
- вырабатывает и формирует предложения ребят по совершенствованию работы;
- рассматривает и утверждает положения, памятки, инструкции, регулирующие внутреннюю деятельность учащихся в коллективе;
- заслушивает отчеты и информации, оценивает результаты деятельности органов управления.
Совет учащихся:
- координирует деятельность всех органов и объединений учащихся планирует и организует внешкольную и внеклассную работу;
- организует самообслуживание учащихся, их дежурство, поддерживает дисциплину и порядок в школе;
- устанавливает шефство старшеклассников над малышами;
- готовит и проводит собрания и конференции учеников;
- организует выпуск стенной и радиогазет;
- обсуждает и утверждает планы подготовки важнейших мероприятий;
- заслушивает отчеты о работе своих рабочих органов;
- решает вопросы поощрения и наказания, принимает решения об ответственности учащихся в соответствии со своими полномочиями;
- принимает решения об использовании учащимися заработанных ими денег;
- организует соревнование между классами и рабочими органами самоуправления, подводит итоги;
- утверждает состав делегации учащихся школы на городские (районные) совещания и конференции.
Рабочие органы самоуправления:
Планируют и организуют деятельность учащихся по конкретному направлению, организуют и оценивают результаты соревнования учащихся в общественно полезной и досуговой деятельности.
Отдел науки и образования
|
Отвечает за:
- создание условий для учебной деятельности школьников;
- сбор информации об учебном процессе;
- проверку дневников, учебников;
- проведение интеллектуального марафона. |
Отдел культуры и досуга
|
Отвечает за подготовку и проведение:
- вечеров отдыха, праздников, фестивалей;
- интеллектуальных игр, выставок, конкурсов;
- театральных постановок. |
Отдел здравоохранения и спорта
|
Отвечает за:
- подготовку и проведение спортивных соревнований;
- участие в общегородских спортивных мероприятиях;
- сбор информации о спортивных достижениях учащихся школы. |
Отдел труда и заботы
|
Отвечает за:
- уборку помещений школы в конце четверти;
- распределение классов для дежурства по школе;
- помощь администрации в обеспечении порядка
школе;
- проведение субботников;
- оказание помощи младшим, заботу о ветеранах |
Информационный отдел |
Отвечает за:
- формирование имиджа школы;
- выпуск школьной газеты;
- обмен информацией с другими организациями |
Отдел правопорядка |
Отвечает за:
- дежурство по школе;
- охрану порядка на школьных вечерах;
- ознакомление учащихся школы с правилами безопасного поведения;
- осуществление контроля за выполнением требований внутреннего распорядка |
Классное ученическое собрание.
Обсуждает все вопросы жизнедеятельности своего класса и принимает по ним соответствующие решения. Именно на собраниях больше и лучше, чем где бы то ни было, обеспечивается каждому школьнику право участия в обсуждении и принятии решений по вопросам деятельности коллектива. Классные собрания являются наиболее гибкой и доступной формой привлечения всех к самоуправлению. Главное и основное в работе классных собраний - это обсуждение и принятие важных решений о деятельности классного коллектива, рассмотрение и утверждение плана его работы, выборы ученического актива, заслушивание отчетов о выполнении решений класса отдельными учениками. Для ведения собрания избирается председатель. Практикуются в классных коллективах не только собрания с обсуждением сложных вопросов, но и короткие «оперативки» (10-15 минут). Такая практика сделала классные собрания действительно важнейшей формой коллективного самоуправления.
Классный ученический совет.
Каждый рабочий орган самоуправления выбирает из своего состава председателя и заместителя. Из председателей и составляется совет класса. Каждый из членов совета по очереди исполняет роль председателя совета (1,5-2 месяца). Функции:
- анализ;
- контроль;
- регулирование;
- оценка и самооценка.
Временный совет дела:
- организует подготовку и проведение КТД;
- анализирует эффективность проведения КТД;
- осуществляет связь с классными советами дела.
Нормативно – правовой блок.
Основные документы, регулирующие функционирование ученического самоуправления в нашей школе: Устав школы, правила для учащихся,
Положение об ученическом совете.
В основу этих документов положены нравственные ценности, определенные самими коллективами и направленные на уважение личности воспитанников, их самостоятельности, взглядов и суждений, достоинства и чести.
Управленческий блок.
Чтобы ученическое самоуправление развивалось, необходимо этим процессом управлять.
Анализ осуществляется на всех уровнях школьного самоуправления. На первом уровне - в классных коллективах рабочие органы самоуправления анализируют деятельность каждого члена коллектива и свою собственную. На втором уровне - проводится вертикальный уровень анализа, т. е. анализ по каждому направлению деятельности в отдельности. Анализ дополняется самоанализом и наоборот.
Результат планирования - это ответ на вопрос: «Что делать?» (в классе, в школе).
Организация - ответ на вопросы: кто, когда, где, с кем будет выполнять свою работу.
Цель контроля - получение информации о протекании всех процессов во время организаторской деятельности, основной метод контроля - наблюдение, а также анкетирование, беседа, социометрия, изучение школьной документации и работ учащихся.
Регулирование и коррекция - внесение изменений в функционирование системы, если оно отклоняется от нормы. Происходит это через самих учащихся, а педагоги-консультанты оказывают лишь поддержку начинаниям школьников
Технологический блок.
Участвуя в работе органов школьного самоуправления, учащиеся приобретают целый ряд привычек и навыков, умений и знаний. У них развиваются определенные нравственные качества и черты характера.
Не следует, однако, думать, что положительные качества личности будут воспитываться у детей стихийно, сами по себе, стоит лишь ввести в детском коллективе самоуправление. Там, где педагоги устраняются от серьезной работы с ученическим самоуправлением, возможны воспитательные результаты, совершенно противоположные ожидаемым.
В школе разработаны «Правила для учащихся». Все стараются последовательно и четко добиваться их выполнения. Это организует и дисциплинирует учащихся. «Правила» стали теми нормами поведения, за которые борется сам детский коллектив и каждый воспитанник. Работа над правилами для учащихся постоянно проводится лекторской группой, которая состоит из старшеклассников.
Развитие детской самодеятельности предполагает также широкое привлечение учащихся к самообслуживанию, которое не только усиливает и поддерживает материально-хозяйственную базу коллектива и его жизнеспособность, но и решает ряд насущных задач воспитания. Привычки и навыки самостоятельного труда, бережное, хозяйское отношение к общественной собственности рождаются как раз в совместных коллективных усилиях по самообслуживанию. Ребята сами планируют субботники, постоянно следят за сохранностью мебели и инвентаря, наблюдают, как в классах проходит дежурство. Если в школе проводится вечер - специально организованные группы дежурных готовят, украшают, а затем убирают зал.
Особо важную роль в самоуправлении играют информационные органы: стенная печать. Рубрики самые разные: «Вести из классов», «Официальная хроника» (приказы, распоряжения, которые непосредственно касаются учащихся), «Библиотека первого стихотворения» (для ребят, пишущих стихи), «Наш календарь» (краткие рассказы об исторических датах, днях рождениях великих людей и т. д.), «Высокая поэзия» (стихи известных авторов), «Поздравляем!» (информация о победах в различных соревнованиях, смотрах, о награждении учащихся и учителей и т. д.). Широкая гласность повышает значение принятых решений, формирует общественное мнение коллектива, позволяет решению, касающемуся одного ученика или класса, определенным образом влиять на других.
Управление школой и образовательным процессом осуществляется на основе устава школы, штатного расписания, должностных обязанностей учителей, администрации, обслуживающего персонала, правил внутреннего трудового распорядка. Одна из важнейших задач управленческой системы - совершенствование образовательного процесса, поиск новой системы учёта достижений, проведение педагогического эксперимента, внедрения новых программ, разработка оптимальной схемы ученического самоуправления.
Конвенция о правах ребёнка _ https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml
Kонституция РФ - http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102027595